7 ключевых ошибок при обучении ребенка чтению

Когда моему сыну исполнилось 5 лет я очень переживала, что он еще не читает и решила приложить максимум усилий, чтобы он преуспел в чтении, как можно быстрее. Конечно же, я начала этот процесс с изучения алфавита. Во время прогулки по парку, дома на диване, по дороге в магазин доносились «бэ», «вэ», «пэ», «мэ» и т.д. После пройденного материала я приступила к более активным действиям и начала требовать от ребенка чтения коротких слов. Но, все попытки услышать, прочитанным хотя бы одно крошечное КОТ или КОМ были тщетны. Затем в детском центре развития, куда мы отправились готовиться к школе, мне четко и ясно рассказали, где была допущена ошибка. Уже со временем я поняла, что «косяков» с моей стороны было сделано много. Самое интересное, что и сегодня многие родители допускают точно такие же ошибки.

1. Учим ребенка буквам.

Серьезная ошибка, которую допускают многие родители, и я не была исключением, обучают ребенка алфавиту, что приводит прямо-таки к обратному эффекту. Ребенок еще долго не сможет начать читать, после таких благих намерений со стороны мамы или бабушки. Все потому, что, изучая буквы «бэ», «пэ», «вэ» и, соединяя их затем в слоги с гласными «а», «о», «у», вместо ожидаемых «ба», «бо» и «бу» получается «бэа», «боа» и «буа». Ребенок впадает в ступор и не может понять, что от него хотят, родитель в свою очередь впадает в истерику и не может понять, что здесь сложного. Избегайте изучения букв «бэ», «вэ», «дэ», замените их изучением звуков, то есть произносите «б», «в», «д».


2. Пренебрегаем навыком «Соединение звуков в слоги».

Самый нормальный родитель хочет все и сразу, Это же естественно, знает буквы, ну, то есть звуки, значит уже все — должен уметь читать. Но, обучение, кстати сказать, не только чтению, но и всему остальному, происходит по принципу: «от простого к сложному». Поэтому после изучения звуков мы переходим к соединению этих звуков между собой в слоги. Б+А=БА, М+А=МА, Д+А=ДА и т.д. Пока ребенок не научится хорошо соединять звуки в слоги, не стоит переходить к следующему этапу. Даже такие простые для чтения взрослому человеку слова — РАК, БАК, ДОМ ребенку будет сложно прочитать без навыка «соединения звуков в слоги».

3. Сразу читаем много.

Самый нормальный родитель хочет все и сразу. Это же естественно, читает ребенок слоги — затем, небольшие слова, потом предложения, так пусть он теперь книги читает. Берет сам книжку в руки и читает. Конечно, есть дети, которые именно так и будут делать, но большинству понадобится стимул, дополнительная мотивация. Это вовсе не значит, что такой ребенок чем-то хуже, вовсе нет, просто ему пока не очень интересен процесс чтения. Что же делаем мы, взрослые, начинаем просто «задалбывать» ребенка чтением так, что он уже ненавидит чтение, еще не успев его даже полюбить. Лучше постепенно приучать свое чадо читать, маленькими дозами — небольшими рассказами, которые будут интересны ему самому, а не родителю. И не забывать о совместно время провождении, это укрепит Ваши с ребенком отношения, проведите с ребенком качественно 1 день или хотя бы 1 вечер, вместе сделайте поделку, прогуляйтесь по парку или сходите по магазинам, отличное приобретение рюкзаки kite, сейчас очень привлекательные ценовые предложения. А дальше и сами не заметите, как ребенок захочет прочитать рассказ.

4. Начинаем сравнивать своего ребенка с другими детьми.

Сейчас Ваш ребенок читает уже по несколько предложений в день или даже, небольшие рассказы, но и тут заботливые родители никак не уймутся. Начинают расспрашивать своих друзей и знакомых:

— Наш уже читает! А как Ваш?

— Конечно, читает, уже 30 слов в минуту.

— Да! Вы что на время читаете?

— Ну да, в школе ж будем технику чтения сдавать! ….

Мамы, в этом месте сделайте глубокий вдох и расслабьтесь. Каждый ребенок развивается в своем темпе и ритме, чтение 30 слов в минуту в 5-6 лет и успешное развитии ребенка в будущем связаны между собой точно также, как автор этой статьи и испанский летчик. Поэтому такое сравнение просто неуместно, все индивидуально.


5. Думаем, что чтение — это самое важное для успешного обучения в школе.

Исходя из своего опыта управления детским клубом, могу сказать, что 99,9% родителей ставят знак равенства между способностью ребенка читать и готовностью ребенка к школе. Это для большинства уже аксиома, читать умеем — значит, в школу можем идти. Это глубочайшее заблуждение, готовность ребенка к школе это целый комплекс навыков и способностей и чтение далеко не на первом месте, скажу больше, даже в первую пятерку не попадает.


6. Требуем чтение текста, но забываем про смысл.

Для многих родителей гораздо важнее, услышать красивое чтение без запинки, нежели спросить о прочитанном. Задайте своему ребенку несколько вопросов: «О чем был рассказ?», «Что он узнал нового?», «Кто главные герои?», «Как их зовут?» и т.д. Уверяю, вначале Вы сильно удивитесь, когда не услышите внятного ответа на вопрос «Как зовут девочку из сказки «Маша и медведи»?». Точно так же, как количество не всегда означает качество, так и отскакивающий от зубов текст, вовсе не говорит о понимании смысла прочитанного.


7. Говорим с ребенком об абстрактных материях.

Психологи утверждают, что логическое мышление у ребенка как таковое формирует к 8-ми годам. Весь предшествующий возраст мы подготавливаем почву для формирования этой самой логики. Для детей 5-ти, 6-ти летнего возраста сложно представить себе какой-то звук, непонятно что это и откуда. Когда Вы показываете картинку или объемную букву/звук, дело идет быстрее и, главное, эффективнее. Используйте наглядные материалы — цветные изображения, объемные формы, предметы из пластика, ткани или дерева и Вашему ребенку точно понравится.
яндекс.ћетрика